На участке Уссурийск – Ружино обкатывается технология управления локомотивом «в одно лицо»

Фото: Наталья Кузьмина

На участке Уссурийск – Ружино обкатывается технология управления локомотивом «в одно лицо»

На Дальневосточной железной дороге впервые реализован сетевой проект по ведению грузовых поездов «в одно лицо». Первые тестовые поездки машинистов без помощника состоялись 23 сентября. Два состава практически одновременно вышли навстречу друг другу со станций Ружино и Уссурийск. Этот маршрут протяжённостью 246 км – самый длинный из всех, заявленных в пилотном проекте дирекции тяги. В нём участвуют пять магистралей: Дальневосточная, Куйбышевская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская.

Сейчас реализуется первый проекта – перевод машинистов грузового движения на управление локомотивом «в одно лицо». В будущем технологии должны заменить людей и поездами удалённо будет управлять диспетчер.

– Президентом РФ поставлена задача поднять производительность труда за счёт интеграции автоматизированных систем управления. Железная дорога в этом отношении выступает драйвером развития: поэтому ещё пять-шесть лет назад началась подготовительная работа – параллельно с повышением классности машинисты грузового движения в учебных центрах обучались работе в одиночку. И вот, наконец, проекту дан старт, когда на практике можно попробовать свои силы и знания, – рассказал заместитель начальника Дальневосточной дирекции тяги Артур Горбунов. – В перспективе мы планируем все депо дороги перевести в этот формат работы.

Исключение человеческого фактора, как отмечают железнодорожники, позволит усилить безопасность движения. Впрочем, и машинист, отправляемый в поездку, подстрахован автоматизированными помощниками. Все локомотивы поколения «Ермак» сегодня приходят на дорогу оборудованными необходимыми приборами безопасности для управления «в одно лицо». Это и система БЛОК, предназначенная для контроля скорости и показаний светофоров, и режим автоведения поезда, позволяющий отслеживать основные параметры движения, и другие современные устройства. За самочувствием машиниста следят часы ТСКБМ (телеметрическая система контроля бдительности машиниста), напоминающие фитнес-браслет.

2-1-2.jpg

– Машинист, работающий «в одно лицо», – это своего рода универсал, который отлично знает «начинку» поезда, обладает хорошими навыками управления, физически крепок, стрессоустойчив, готов к работе в нестандартных ситуациях, – отмечает заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Уссурийск по кадрам и социальным вопросам Евгений Сапрыкин. – Новый формат не только поднимает планку для работника, он служит хорошим мотиватором, позволяющим попасть в число суперпрофессионалов. Ведь работа «в одно лицо» подкрепляется и материально, она даёт 30% прибавки к зарплате. Сегодня в нашем депо обучение прошли 63 человека. Из них отобраны первые 10, которые начнут обкатку уже в ближайшее время.

Ну а первым стал машинист третьего класса, имеющий «Паспорт доверия», Андрей Бабийчук. Вместе с машинистом-инструктором, выполняющим функцию контролёра, он отправился в свою первую тестовую поездку из Уссурийска в Ружино 23 сентября.

– Когда я узнал о реализации проекта, сам предложил свою кандидатуру для участия, – рассказывает Андрей Бабийчук. – Ведь «в одно лицо», только в маневровом и вывозном движении, работали мои отец и брат. Дед тоже был железнодорожником, кочегарил на паровозах. Сила семьи, её поддержка, корни мне всегда помогали. Поэтому волнения особого в поездке не чувствовал. Всё-таки стаж работы 15 лет, и 5 из них – за правым крылом. Маршрут знакомый. К форс-мажорам был готов. Настрой – боевой.

2-1-3.jpg

Отлично справился с задачей и машинист эксплуатационного локомотивного депо Ружино Евгений Перетятько, также отправившийся в этот день по тестовому маршруту.

– Ощущение от «одиночной» поездки такие же, как и с помощником. Если у человека есть желание, я уверен, он справится с новой ролью, – говорит Евгений. – В пути была одна небольшая нестандартная ситуация – отключился режим рекуперации. Я исправил её на ходу с пульта машиниста. И дальше всё было нормально.

По словам Артура Горбунова, кандидаты на роль машинистов, управляющих грузовым поездом «в одно лицо», проходят углублённый отбор, медкомиссию, дополнительное обучение по поведению в нестандартных ситуациях на базе депо.

– Наша задача – провести по результатам поездок сравнительный анализ и через три месяца представить полученные данные в Дирекцию тяги. Если проект покажет себя наилучшим образом, то будут внесены изменения в ПТЭ, и новый формат работы пойдёт в жизнь, – отметил Артур Горбунов. – А сейчас перед нами стоит задача ежедневно пропускать по направлению Уссурийск – Ружино 20 грузовых поездов с одним машинистом на борту.

Напомним, с 2017 года на Дальневосточной железной дороге введена подобная практика и в пассажирском движении на участках Облучье – Хабаровск, Хабаровск – Ружино и Владивосток – Тихо¬океанская. Кроме этого «в одно лицо» работают машинисты на электровозах-толкачах, помогающих локомотивам преодолеть сложные перевальные участки. Задействованы они и на маневровом, и на вывозном движении. Теперь дошла очередь и до грузовых поездов.

На фото: Для освоения растущих объёмов восполнять кадровый состав планируется и за счёт развития технологии вождения локомотивов «в одно лицо»

Машинист Евгений Перетятько 10 лет работает в депо Ружино, из них 5 лет – за правым крылом

Несмотря на молодость, Андрей Бабийчук уже опытный машинист, имеющий «Паспорт доверия»

Источник - Гудок

Контакты для СМИ
Наталья Кононенко
Руководитель по внешним коммуникациям

Другие новости

Больше информации
Подписывайтесь на нас в соц. сетях: